Полёты

Полёты на параплане в Словенских Альпах прекрасны своим разнообразием, а красоты, открывающиеся с высоты, никого не оставят равнодушным!

Мы постарались собрать в одном месте всю накопленную информацию, которая может быть полезна при планировании самостоятельного парапланерного путешествия в Словению.

Пока на сайте, в основном, представлена информация о зоне Юлийских Альп и долине реки Соча, но постепенно будут добавляться описания других регионов Словении, интересных пилотам и не только.

Точки в KML: СтартыПосадки, Вершины; всё вместе в WPT: slovenia-points

Точки для соревнований: WPT, CUP

Характеристика местности

DSC04827
Вид на Кобарид и окрестные горы

Долина реки Соча довольно компактная. Основные населенные пункты, рядом с которыми расположены и наиболее популярные парапланерные старты, — Толмин, Кобарид и Бовец. Конечно есть еще десятки деревень и деревенек, но для удобства будем пользоваться только названиями городов.

Рельеф местности в окрестностях Толмина и Кобарида чисто горный. Высокие горы с крутыми склонами: лёгкий вылет в долину есть практически всегда. Широкие долины с обилием посадок.

Потоки формируются преимущественно над триггерами на рельефе, их образование предсказуемо. Все склоны южной экспозиции хорошо работают. Крутизна большинства склонов достаточна для формирования термодинамика. При должном умении и нормальной погоде оставаться в воздухе не составляет большого труда.

Полёты проходят на высотах вплоть до 3000 м при высоте долины от 150 до 400 м.

Наилучшие условия для полётов — при слабом или вообще отсутствующем метеоветре. Подходящая для полётов сила метеоветра — примерно до 4-5 м/с.

Высокую базу и рекордную маршрутную погоду можно ожидать при слабом северном или северо-западном надрегиональном ветре. Тёплый влажный воздух с юга обычно приносит с собой сравнительно низкую базу и грозы.

Типичная сила восходящих потоков вплоть до 3-5 м/с, весной до 4-6 м/с. Ядрёность погоды зависит от конкретного места и времени суток, мягкие условия для обучения найти также вполне возможно.

Имейте в виду, в Словении горные условия полётов. Лебёдочным пилотам без опыта полётов над серьёзным рельефом и без понимания процессов, происходящих в атмосфере, соваться в большие горы (за пределами домашней долины) может быть опасно.

Старты

Кобала

Вид со старта Кобала
Вид со старта Кобала
DSC05065
Старт Кобала
DSC05072
Старт Кобала

Высота старта: 1080 м

Есть два склона: восточный и западный, старт располагается непосредственно на гребне. В первой половине восточный склон хорошо прогревается, при слабом метеоветре утром на старте обычно дует восток. В час-два дня типично происходит переключение ветра на западный.

Даже если стартовать с восточного склона и не найти ни одного потока, превышения высоты над долиной достаточно, чтобы долететь до посадки в Толмине. Если совсем всё грустно, есть посадка ближе, почти под горой.

Старт просторный, одновременно взлетать может 5-10 человек. Также рядом есть предостаточно места для того, чтобы разложить и проверить снаряжение. Старт покрыт приятной зелёной травой.

Дежурный поток типично формируется с наветренной или южной стороны стартового холма, затем смещается в точку непосредственно над стартом. Старт выступает в качестве надёжного триггера потока.

Условия на старте, подходящие для ухода на маршрут, обычно формируются примерно к двенадцати или часу дня. Лётная погода длится долго, летом в хорошую погоду до 6-7 вечера, осенью меньше.

Регулярно случается, что вплоть до часа-двух дня поток над стартом упирается в инверсию на высоте порядка 1400 м. Забраться выше для прыжка далее по маршруту можно, если перепрыгнуть на вершину Kobilja glava, с неё потоки обычно успешно достигают базы облаков.

Как таковых опасных зон непосредственно в районе старта нет. Единственное исключение — при северо-восточном ветре за вершиной Kobilja glava может образовываться ротор. Хотя её южный склон хорошо прогревается солнцем, и термичка обычно передавливает метеоветер, — схема обтекания рельефа может быть довольно сложной. Лететь к южному склону вершины можно только будучи уверенным в том, где и какой ветер там дует.

Пользование стартом платное. Билет на день стоит 4 евро, на 3 дня — 10 евро, на 10 дней — 20 евро, на весь сезон — 35 евро. Купить билет можно в будке Kobala Center рядом с посадкой у вертолётной площадки в Толмине, её время работы с 10:30 до 16:00. При входе на старт билеты периодически проверяют, особенно когда становится людно: в выходные, в дни с хорошей погодой, во время соревнований. Непосредственно на старте билет тоже можно купить, на один день будет стоить 8 евро.

На старте установлена метеостанция, с неё удобно смотреть текущие погодные условия.

Для заезда на старт можно воспользоваться услугами пара-такси за 10 евро, машины регулярно курсируют от посадки в Толмине и от кемпинга Gabrije. В хорошую погоду завозы осуществляются вплоть до 16:00.

Также на Кобалу можно заехать на своей машине. Подъем до старта почти целиком асфальтовый. Будьте внимательны: почти везде дорога узкая, под одну колею. Периодически приходится оттормаживаться и сдавать задним ходом до ближайшего расширения, чтобы пропустить встречный транспорт. Крайние пол километра — ровная грунтовка. В сотне метров от старта есть большая парковка. В самом начале подъема, сразу на выезде из деревни, есть родник.

Топлендинг возможен, однако в самый разгар погоды может быть затруднителен: непосредственно над стартом стоит поток, снизиться до земли не самая простая задача. После 16:00 сесть наверх явно легче.

Область к востоку от Кобалы не пользуется популярностью для полётов: за исключением нескольких ограниченных и не всегда плоских площадок садиться там негде. Первое время лучше там не летать.

При сильном северном и северо-восточном надрегиональном ветре на Кобале не летают! Даже если удастся нормально стартовать, в воздухе может оказаться весьма некомфортно и небезопасно!

Стол

Высота старта 1450 м.

Склон ориентирован под южный ветер. Даже если фоновый ветер западный или восточный, ближе к перегибу он подворачивает в гору, стартовать возможно.

Есть две стартовые площадки, ниже и выше дороги. Суммарно на них единовременно может разместиться несколько десятков взлетающих пилотов, места полно. Более того, поблизости нет ни деревьев, ни сильно выступающего рельефа, так что условия вблизи старта понятные и предсказуемые.

Преимущество Стола в том, что погода на нём начинается раньше, чем на Кобале.  Уже в 11 часов можно уходить на маршрут, иногда и раньше. Хороший показатель — данные с метеостанции. К примеру, если ночью/утром на Столе дует север, то как только ветер начнёт делать попытки из-за термички переключиться на южный — всё, через пол часа можно взлетать.

Пользование стартом вроде как платное, но я там ни разу не встречал, чтобы проверяли билеты. Билеты те же самые, что и на Кобале, они взаимозаменяемые.

Метрах в 300 левее и ниже старта есть скальный обрыв, над которым формируется сильный и, порой, резкий поток. Если в разгар погоды нужно пролететь это место на низкой высоте, лучше отойти немного в долину.

Посадка под Столом есть, однако на некотором удалении от старта. Если выпарить не удалось, минимальная высота, с которой до неё можно долететь — 800 метров. Но нужна действительно хилая погода, чтобы умудриться не выпарить на Столе.

Для заезда на старт можно воспользоваться услугами пара-такси за 14 евро, машины отправляются от посадки в Кобариде. Обычно делают один единственный завоз утром.

На Стол ведут две дороги, с юга и с севера. Южная дорога плохого качества, нормально проходима только для внедорожников. Все ездят с севера.

Заезд на Стол на своей машине возможен, однако кое-где дорога не самого лучшего качества. Подъём почти целиком — каменистая грунтовка. Местами дорога узкая, есть риск поцарапать машину об кусты. Посередине подъема есть родник. Около старта есть парковка на десяток машин.

Топлендинг возможен и сравнительно прост. Учитывайте, что в разгар погоды ветер на перегибе может раздуть до 8-10 м/с и более.

Лияк, Ковк

DSC00677
На старте Лияк

Высота старта: Лияк — 580 м, Ковк — 850 м.

Старты Лияк и Ковк располагаются в 50 км к югу от Толмина. Там немного другой климат, погода тоже отличается: теплее, больше солнечных дней, меньше осадков. В Толмине горы могут быть укутаны облачностью и идти дождь, а при этом в Лияке будет лётная погода. Обычно мы ездим туда летать только ранней весной, когда старт Кобала еще скрыт под снегом, а лётная погода в больших горах еще не началась.

Лияк и Ковк хороши для обучения благодаря высокому хребту южной экспозиции, большой долине с изобилием посадок и простой метеорологии. Но полёты скучные, нет той эпичности и грандиозных видов как в районе Толмина-Кобарида-Бовца.

Старты платные, билетики по 4 евро. Есть пара-такси за 5 евро. На оба старта можно без проблем заехать на своей машине.

Топлендинг на Ковке сравнительно прост.

Топлендинг в Лияке — посложнее. Старт располагается не на перегибе, а чуть ниже, на склоне, и сверху ограничен деревьями. Непосредственно под стартом стоит сильный поток. В разгар погоды траектория захода на посадку не самая простая: нужно в долине снизиться чуть ли не ниже высоты старта, сложить уши, повернуть к склону и, уже совсем подлетая к точке касания отпустить уши, резко развернуться, коснуться земли и загасить купол. Если хоть немного ошибиться по высоте, выдует потоком выше старта, и придётся строить заход на посадку заново.

Другие старты

В Словении полным-полно стартов. Практически везде, где есть горы, есть старты и местные парапланерные клубы.

К примеру, есть очень перспективный район к северу от города Kranj: старт Gozd и другие. Ранней весной полёты там даже более результативны, чем в Толмине и Лияке. Разве что близость аэропорта и изобилие запреток мешают маршрутам в центральной части страны.

Как только у меня появится достаточно проверенной на собственном опыте информации по другим стартам, я обязательно дополню статью.

Посадки

Словения — страна посадок. 🙂 В каждой более-менее крупной долине обязательно найдётся поле с травой, куда можно нормально приземлиться.

Тем не менее местные жители очень просят пользоваться только официальными посадками. Смысл в том, чтобы не вытаптывать и не приминать траву, которую тут регулярно косят. В случае вынужденной посадки — ок, никаких проблем, садитесь, затем отойдите на край поля и там аккуратненько собирайте крыло. Но если хватает высоты, чтобы долететь до официальной посадки — садитесь туда.

Единственное исключение — если трава была недавно скошена и стоит в валиках, на такое поле садиться можно без проблем. Однако если валики только что убрали, может ожидать сюрприз в виде разбрызганного по всему полю жидкого навоза. 🙂

Будьте аккуратны с топлендингом в незнакомых диких местах. Со времён Первой Мировой войны много где рядом с ключевыми высотами и перевалами остались валяться куски колючей проволоки.

Посадка в Толмине, рядом с вертолётной площадкой

DSC05317
Вид на посадку в Толмине

Высота 155 м.

Огромное ровное поле. Посередине, рядом с перекрёстком дорог, есть ветроуказатель.

При сильном восточном ветре старайтесь не жаться к автостоянке, чтобы не словить ротор от высоких деревьев.

Пожалуйста, не садитесь непосредственно на вертолётную площадку и рядом с ней!
В пешей доступности расположены магазины EuroSpin, Kik, Mercator, Hofer, а также приятное кафе.

Есть пара-такси на старт Кобала.

Посадка под Кобалой

Высота 200 м.

Посадка расположена у характерного изгиба асфальтовой дороги, идущей на старт Кобала.

Большое ровное поле. Рядом с микро-стоянкой на обочине дороги есть ветроуказатель.

Обратите внимание, на противоположной (северной) стороне дороги луг ограничен низкими заборчиками, которые плохо видны с воздуха, туда садиться не следует.

Посадка в кемпинге Gabrije

Высота 165 м.

В кемпинг Gabrije вы прилетаете, если долетаете до хребта Mrzli Vrh и не находите потока. Там же часто любят устраивать финиш соревнований.

Обычно для посадки используют лужайку, примыкающую к кемпингу с севера. Впрочем можно сесть и на внутреннее поле, места хватает.

В кемпинге есть бар с кофе и мороженным. По грунтовой дороге можно напрямик выйти к Толмину (2.5 км).
Есть пара-такси на старт Кобала.

Посадка в Кобариде около заправки

Высота 228 м.

Большое ровное поле. Ветер на посадке обычно дует западный или восточный.
Рядом располагается бар и небольшая автостоянка. Именно оттуда стартуют машины пара-такси на старт Стол.

Неподалёку есть большой магазин Planika.

Подбор

Специфика полётов в окрестностях Толмина и Кобарида такова, что, при условии грамотного планирования, с маршрута в долину вы как правило прилетаете с большим запасом высоты. Соответственно не составляет никакого труда долететь до одной из штатных посадок и подбор, получается, не нужен!

Если долететь до желаемой посадки не получилось, есть 5 возможных вариантов:

  1. Автостоп. Проверено, работает.
  2. Местные автобусы. Подробности читайте в разделе про местный транспорт.
  3. Вызвонить кого-нибудь, кто приедет за вами на машине.
  4. Дойти пешком.
  5. Если случилось бомбануться где-то далеко — найти гостиницу, а наутро забежать на ближайший старт и долететь до дома своим ходом.

Документы

Для полётов в Словении нужна национальная лицензия пилота и IPPI карта. Предполагается, что самостоятельно могут летать только пилоты, у которых в лицензии уровень ParaPro 5. Все остальные должны летать под присмотром инструктора.

На практике единственный раз, когда меня попросили предъявить лицензию пилота, был при покупке сезонного билетика в Kobala Center. На старте документы никто не спрашивает.

Но имейте в виду, что при отсутствии лётных документов страховая скорее всего откажет вам в выплате при несчастном случае.

Никаких дополнительных действий с документами (вроде получения разрешений или регистрации в местном авиаклубе) для полётов выполнять не требуется.

Для радиосвязи в Словении разрешены оба диапазона частот: 144 и 433 МГц. В соседней Италии разрешен только диапазон 433 МГц.

Безопасность

Порядок действий при несчастном случае

Позвоните по телефону 112 и передайте следующую информацию:

  1. Что произошло
  2. Местоположение пострадавшего: GPS-координаты и высота
  3. Состояние пострадавшего, возможные травмы
  4. Способ связи с пострадавшим: номер телефона, частота для радиосвязи
  5. Цвет крыла и время инцидента

Даже в том случае, когда после аварийной посадки на деревья, скалы и пр. помощь вам не требуется, следует позвонить в 112 и сообщить об инциденте, чтобы избежать ненужной спасательной операции (кто-то другой вас мог увидеть и вызвать спасателей).

Спасатели информируют о прибытии вертолёта на частоте 147.800 МГц. Если вы находитесь в воздухе, заблаговременно освободите пространство, чтобы не мешать вертолёту.

Больницы

Единственная в округе больница находится в Толмине — Zdravstveni dom Tolmin. Её просто найти, она находится в 50 метрах к северу от автостанции.

Если повреждения у пострадавшего серьезные, его отправят в большую больницу в городе Jesenice. Самый быстрый способ туда добраться — на вертолёте. Эвакуация вертолётом стоит порядка 7000 евро, учитывайте это, раздумывая покупать или не покупать страховку.

Если пострадавший находится в доступном месте и повреждения у него некритические, приезжает машина скорой помощи из Толмина. В остальных случаях прилетает вертолёт.

Воздушное движение

Карта воздушного движения
Карта воздушного движения

В районе Толмина-Кобарида-Бовца выше 2900 м asl начинается контролируемое воздушное пространство (зона D). Парящие полёты официально разрешены до этой высоты. Неофициально — никто за соблюдением высот строго не смотрит, но наглеть не стоит.

Точно не стоит залетать в зону аэропорта вблизи Крани (Kranj) к северу от Любляны, смотрите карту воздушного движения.

Толмин, Кобарид, Бовец и массив Триглава — регион, популярный не только у парапланеристов. Регулярно в полёте встречаются дельтапланы, жесткокрылы, планеры, вертолёты и легкие самолёты. Будьте внимательны в воздухе!

Поблизости есть 2 планерных аэродрома, в Бовце и в Айдовщине. Следите за тем, чтобы не оказаться на глиссаде, и не подлетайте к аэродрому слишком близко! Помните, что планер на посадке не может уйти на второй круг и, в отличие от вас, может сесть только на аэродром.

Климат

Зима

Хребет Половник в феврале
Хребет Половник в феврале

В январе горы как правило укутаны снегом, сравнительно холодно. В дни с тёплой солнечной погодой термичка над горами может образоваться, но такие дни очень редки.

Весна

Вид на долину в марте
Вид на долину в марте

Февраль и март — время для полётов в Лияке. В окрестностях Толмина и Кобарида всё еще достаточно холодно, на Кобале лежит снег. Лияк находится южнее, там суше и солнечнее, есть шансы на полноценные маршруты. База поднимается до 1600-2000 м. Но нужно ловить погоду. Запросто все Альпы может залить дождём на пару недель. Бывают дни с очень сильным ветром. Есть тут такое явление, «бора»: как задует мощный северный ветер, так 3-5 дней и не утихает.

К середине-концу февраля снег в долине окончательно сходит.

С апреля можно выбираться летать на Кобалу. Погода весной резкая и сильная, с высокой (2500+) базой. Скорподъёмность потоков легко может достигать +6 м/с. Зависит от условий конкретного дня, конечно. Есть дни и с более мягкими условиями.

Лето

Вид на главный хребет в начале июня
Вид на главный хребет в начале июня с высоты 3000 м

Май и июнь — самые продуктивные месяцы. Сильная, но уже не столь резкая погода и высокая база облаков дают возможность летать грандиозные маршруты, нужно только дождаться рекордной погоды. Случается, что база облаков поднимается вплоть до 3000 м над долиной, в больших горах еще на километр больше.

Дожди возможны, куда же без них. Год на год не приходится. Когда-то льёт, когда-то сухо. В июле-августе дождей обычно поменьше, чем в июне.

Ближе к середине лета погода успокаивается, типичная скороподъемность потоков снижается до +3..4 м/с. База облаков понижается и колеблется в диапазоне 1800-2500 м.

Полноценные маршрутные полёты возможны примерно до сентября и может быть даже немного позднее, при наличии солнечной погоды.

Осень

Осень в Словении
Осень в Словении

Очень красивое время года в Словении, самое время гулять по горам пешком и кататься на велосипеде 🙂

Относительно тёплая и сухая погода держится долго. Снег выпадает как правило под Новый Год.

Развитие погоды в течение дня летом

В среднем, маршрутная погода летом начинается часов с 11-12. Старт Кобала может быть всё еще закрыт инверсией, в этом случае с него уйти на маршрут получится примерно с двенадцати-часу.

Маршрутная погода длится долго, порой вплоть до шести-семи вечера. Грандиозность маршрутов ограничивается скорее способностями пилота, нежели погодными условиями. Не каждый пилот способен выдержать в воздухе больше 5 часов.
Переразвития конечно тоже случаются, но не часто.

Отдельно хочу отметить типичные погодные условия на Кобале после четырёх часов дня. Термичка успокаивается, потоки имеют силу до 2..3 м/с и плавные границы. Притом остаётся еще достаточно времени для работы термички. Самые подходящие условия для запуска учеников.

Для кого это место?

В плане полётов регион Толмина и Кобарида подходит широкому кругу пилотов.

Для спортсменов ежегодно организуются соревнования как локального масштаба, так и мирового уровня.

Опытным пилотам-маршрутникам понравятся возможности летать очень далеко, красиво и с малым риском бомбануться.

Для начинающих есть все возможности для обучения первым полётам в термичку.